Содержание
- Знаковый губернатор
- Пожар
- Историческое наследие
- Архитектурные памятники Перми
- Музеи
- Культовые сооружения
- Достопримечательности
- Арт-объекты
- Игры художников
- Планировка и благоустройство
- Архитектура
- Архитектура
- Общая характеристика культурного наследия Пермского края
- Памятники древности и Раннего Средневековья Пермского края
- Памятники культурного наследия Перми
- Проекты по теме:
Официальная дата основания Перми – 4 мая 1723 года. В этот день была заложена Егошинская медеплавильная фабрика. Как и большинство мегаполисов Урала, город Пермь появился вследствие освоения природных ресурсов, которых в округе было достаточно.
Индустриализация, к счастью, не приходит одна – вместе с техническими достижениями развивается культура, появляются произведения искусства, многие события и люди становятся настолько значимыми, что в их честь устанавливают памятники, а жизнь любого города обрастает уникальной архитектурой.
Знаковый губернатор
Приказ об учреждении заводов был дан Петром I. Уже в то время на Урале процветали предприятия Демидова, Голицыных, Строгановых, и появление конкурента в виде государевых предприятий никому не понравилось. Для освоения земель и строительства города требовался неординарный человек, способный не просто достигать целей, но и противостоять влиятельным недоброжелателям. В правление Екатерины II в город был отправлен Карл Модерах. Современники характеризовали его как человека трудолюбивого, с большими знаниями в разных областях, настойчивого, бескорыстного и служившего не за страх, а на совесть.
Новый губернатор непосредственно принимал участие в разработке концепции застройки города и организации общественного пространства. Благодаря ему, Пермь в XIX веке, получила широкие улицы, проспекты, удобную инфраструктуру. Поскольку основная часть зданий строилась из дерева, то пожарная безопасность учитывалась в планировании расположения улиц – основные артерии города проложены параллельно Каме. Правда, меры предосторожности однажды подвели.
Карл Модерах пробыл на посту губернатора 15 лет, и после его ухода ни один другой местный начальник не пользовался таким уважением и любовью жителей. Он контролировал прокладку дорог, и они были одними из лучших в России. При его активном участии были построены учебные заведения, торговые площадки, получило развитие ремесленничество. Город не просто развивался, он процветал, но отставка была добровольным решением Модерха. На протяжении 15 лет в должности губернатора, он ни разу не был в отпуске и не выезжал за пределы Пермской губернии.
Пожар
Приложенные для развития города усилия давали отличный результат, но опустошительный пожар произошел в 14 сентября 1842 года. В этот день в храмах велись службы по случаю Воздвижения Креста Господня, население пребывало в церквях на молебнах. Набатный колокол ударил около 2 часов дня, а к вечеру густыми клубами дыма заволокло весь город. Локализовать пожар удалось только к полудню 15 сентября.
Причины пожара так и остались невыясненными. В огне погибло 300 домов, располагавшихся в центральной части города и являвшиеся архитектурными памятниками уже в то время. Так исчезли генерал-губернаторский, губернаторский и вице-губернаторский дома, старинные здания казарм, где в тот период размещались присутственные места. Сгорели мужская гимназия, большая часть частных домов, аптека, гауптвахта и многое другое. Кроме домов в огне сгинули библиотеки, частные и губернские архивы, музеи и их фонды.
После пожара архитектура Перми сильно изменилась. К восстановлению приступили очень быстро. На протяжении нескольких дней погорельцам дали возможность бесплатно заселиться в квартиры. По распоряжению императора Николая I всем пожелавшим строиться выдавалась ссуда, с возможностью погашения на протяжении 17 лет. При этом проценты за 2 первых года не взимались. Последовавший за пожаром строительный бум обозначил новое направление в формировании облика города – каменное строительство. В связи с произошедшим пожаром архитектура Перми существенно отличается от других уральских городов, где можно встретить обилие объектов деревянного зодчества.
Историческое наследие
Одним из значимых памятников архитектуры Перми являются Мотовилихинские заводы. Они были основаны Федором Татищевым и являются действующим предприятием.
Комплекс зданий включает постройки разных лет. С 1976 года при предприятии открыт музей, включающий экспозицию под открытым небом, где собрана продукция, выпускавшаяся на заводе на протяжении всей его истории. Основные экспонаты – это артиллерийские орудия, пусковые установки, нефтяное оборудование. Особый интерес посетителей вызывает 20-дюймовая пушка, отлитая в 1868 году для защиты Санкт-Петербурга. Ее масса значительно превышает вес Царь-пушки.
Музейные залы развернуты в старинном производственном цехе постройки XIX века. Здесь представлены материалы, рассказывающие об истории завода начиная с 1736 года и до наших дней. В экспозиции привлекает внимание макет рудника XVIII века, монеты, отчеканенные из мотовилихинской меди и многое другое. Адрес: улица 1905 года, строение 20. Открытая площадка работает в светлое время суток, вход свободный.
Архитектурные памятники Перми
После масштабного пожара строительство приобрело массовый характер. Одним из красивейших особняков, появившихся в тот период, является дом Грибушина (ул. Ленина, 13 А). Дом был построен в XIX веке для чиновника Кашперова, автор проекта – А. Турчевич. Здание в стиле модерн изначально выглядело несколько иначе, декор фасадов появился при следующем владельце – купце С. Грибушине. Украшения для дома выполнены мастером-самоучкой Петром Агафьиным.
Купеческое семейство проживало в доме до 1919 года, устраивая салонные приемы для местной интеллигенции. В дальнейшем здание использовалось под гарнизонную лавку, госпиталь для военных, больницу для детей. Сегодня особняк занимает Пермский научный центр, где в парадном зале ежемесячно проводятся камерные концерты.
В 1824 году пермяки отметили визит в город императора Александра I установкой памятной ротонды в центре города. Произошло это в 1824 году, автором проекта стал архитектор Свитязев. Даже сегодня на крыше сооружения можно увидеть табличку, гласящую: «Пермскому Обществу. Сентября 24 дня 1824 года». Ротонда – это один из старейших памятников архитектуры Перми.
Она состоит из двенадцати колонн, их венчает полукруглая крыша, на вершине которой установлен кованый шпиль. Внимательный турист рассмотрит искусную резьбу на колоннах и крыше. Увидеть этот памятник архитектуры Перми можно в парке им. Горького.
Музеи
Знакомясь с городом, многие обязательно стараются попасть в музеи, часто расположенные в исторических зданиях. Дом Мешкова – один из самых красивых архитектурных памятников Перми стиля модерн. Сегодня в нем размещается краеведческий музей. Особняк был построен в 1889 году и по праву считается украшением города.
Нижний уровень парадного фасада украшен рельефной кирпичной кладкой, на втором этаже расположены огромные полукруглые окна в массивных наличниках. На центральной части выделяется великолепная ажурная ограда балкона, выполненная из литого чугуна. Колонны второго этажа поддерживают классический портик.
Посетителю стоит внимательно рассмотреть здание в деталях. Оно богато украшено искусной лепниной, вазами, установленными на парапетах и многими другими атрибутами роскошного исторического особняка.
Экспозиция краеведческого музея разнообразна, здесь часто проводят выставки, читают лекции, можно записаться на экскурсию. Адрес: улица Монастырская, строение 11.
Стиль классицизм в архитектуре Перми отражают несколько исторических зданий, но самым ярким представителем является кафедральный Спасо-Преображенский собор. Долгое время после постройки он был самым высоким зданием города. Проект принадлежит знаменитому архитектору Г. Паульсену, во многом сформировавшему облик Перми. Собор был действующим вплоть до 1922 года.
Музейную экспозицию в залах разместили в 1932 году. В фондах хранится более 50 тысяч произведений русских и зарубежных мастеров. Особого внимания заслуживает собрание деревянной скульптуры (XVII-XIX вв.) и коллекция иконописи. Адрес: проспект Комсомольский, строение 4.
Культовые сооружения
Действующая мечеть – памятник архитектуры и достопримечательность Перми. Ее построили в начале XX века в районе, где было массовое поселение верующих мусульман, на благотворительные взносы состоятельных купцов. В период советского строя, в мечети размещался городской архив. С 1986 года в ней снова проводятся богослужения. Адрес: улица Осинская, строение 5
Белогорский монастырь учредили в конце XIX века, основной храм – Крестовозвиженский собор, строился на протяжении 15 лет и, по иронии, был освящен в 1917 году. В следующем году всю монастырскую братию расстреляли. В 30-е годы на территории бывшего монастыря открыли лагерь, где селили спецпереселенцев и репрессированных граждан. Через год в помещениях открыли дом инвалидов. В период войны Белая гора стала госпиталем и реабилитационным центром для раненых солдат.
В мирное время на монастырском подворье продолжал действовать дом инвалидов. В 1980 году в пожаре погибла часть куполов Крестовозвиженского храма. Возрождение обители началось с 1990 года. Сегодня этот великолепный памятник архитектуры Перми – действующий мужской монастырь, расположенный по адресу: улица Монастырская, строение 1.
Петропавловский собор был воздвигнут в 1723 году, и считается одним из первых сооружений Перми, построенных из камня. Вопрос о том, кто будет отправлять службы в храме, решала сама императрица Екатерина II. После революции, в начале 30-х годов, собор Петра и Павла закрыли для богослужений.
В 1948 году здание признали памятником архитектуры. Здесь длительное время велись реставрационные работы. В 70-е годы в стенах бывшего храма расположились реставрационные мастерские. А в начале 90-х годов храм передали РПЦ и начали восстановление. Сегодня Петропавловский собор играет столь же значимую роль в жизни православной общины, как и в начале своей истории. Адрес: улица Советская, строение 1.
Достопримечательности
Любимцем жителей Перми является небольшой памятник «Идущий медведь», хотя официальное название скульптуры – «Легенда о Пермском медведе». Авторы проекта посчитали что бурый медведь олицетворяет Пермский край, с чем согласны многочисленные иностранные туристы и вовсе считающие Россию страной медведей. Жители города с любовью относятся к скульптуре и с удовольствием потирают мишке нос, загадывая желание. Детворе по нраву устойчивая скульптура – смело можно покататься и на радость родителям сделать забавные фото. Медведь исполняет желания на улице Ленина возле гостиницы «Урал».
Одним из крупных объектов современной архитектуры Перми считается здание Комитета госбезопасности. Изначально, в 1953 году, на этом месте выстроили угловую башню с высоким шпилем для главного корпуса университета, но по окончании работ здание отошло чекистам. Народная молва не жаловала учреждение, слагая страшные легенды о подвалах и массовых расстрелах.
Башня получила нарицательное название «Башня смерти», породив многочисленные слухи. По одной из версий, такое название могло стать следствием рекламной деятельности кинотеатра, расположенного по соседству. Однажды, в советские годы, кинотеатр украсила афиша иностранного фильма с названием «Башня смерти». Аналогия не заставила себя ждать, и слухи стали обрастать страшными подробностями.
Арт-объекты
В Перми есть множество современных интереснейших арт-объектов, но два из них получили всероссийскую известность. Один из них – «Памятник букве П» – установлен в 2011 году напротив сада камней и заметен при выходе с центрального железнодорожного вокзала. С названием скульптуры не все просто, есть мнение, что художник Н. Полисский создал не памятник букве, а некий вариант триумфальных ворот – «Пермские ворота». Скульптура создана из 5200 бревен, прочно скрепленных между собой. В ночное время ворота подсвечиваются, создавая у прохожих собственные ассоциации.
Второй арт-объект, кроме жителей города, известен всем, кто смотрел фильм «Географ глобус пропил» или сериал «Реальные пацаны». На набережной Камы установлены большие красные буквы, сложенные во фразу «Счастье не за горами», автор идеи – Борис Матросов. Арт-объект стал культовым местом для горожан и гостей Перми, причем каждый из посетителей вкладывает собственный смысл в философскую сентенцию, и все оказываются правы.
Игры художников
В городе бережно хранят исторические памятники, реставрируют и восстанавливают архитектурное наследие. Основным учреждением, создающим городскую среду обитания, является Управление архитектуры Перми, где также несут ответственность за градостроительство. В основные задачи организации входит реализация Генплана города и создание комфортной, эстетичной городской среды для развития человека.
Россия – огромная страна, где контрасты – неотъемлемая часть реальности. Некоторые архитекторы, пытаясь найти города, где наиболее ярко выражено большинство примет времени, считают Пермь центром дизайна и архитектуры.
В городе эстетично уживаются масштабные промышленные объекты с особняками классического стиля XIX века, интенсивно развивается современное искусство. Арт-объекты Перми – это не локальное явление, а отражение современного взгляда на жизнь и ее канву. Они не только стали предметом гордости горожан, но и нашли почитателей на просторах всей родины.
Примеры граффити по масштабам и качеству исполнения могут соперничать со столичными настенными росписями, а скульптуры современного стрит-арта, гармонично вписавшегося в городскую среду, стали новыми символами города. В Перми есть и неожиданные архитектурные памятники и достопримечательности, например музей “Пермь-36”, посвященный политическим репрессиям, экстравагантный объект для фотосессий “Пермяк соленые уши” и многое другое.
Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск
Архитектура и достопримечательности Перми.
Планировка и благоустройство
Первые планы города
На раннем строительном плане Перми, чертеже 1782 года губернского землемера А. Е. Грубера, изображены постройки Егошихинского завода с посёлком и намечаемые кварталы губернского города.[1]
Особые заслуги при создании планировки города принадлежат губернатору К. Ф. Модераху. Именно он в начале XIX века определил основные принципы формирования структуры города.[2] Как большинство городов, планировка которых создавалась в тот период, Пермь получила прямые перпендикулярные улицы и широкие проспекты. В целях пожарной безопасности, расстояния между домов были большими.[1] Все широтные улицы были расположены параллельно Каме, а меридиональные — перпендикулярно.
Широко распространена подробная карта города 1908 года, автор — Н. Белоусов. На карте подробно указаны номера домовладений и основные достопримечательности, в том числе утраченные, как например Гостиный двор.
Пожар 14 сентября 1842 года
14 сентября 1842 года в Перми произошёл пожар, в котором погибла вся центральная часть города (около 300 домов). Выгорели почти все здания, ограниченные улицами Набережная (сейчас Монастырская), Кунгурская (сейчас Комсомольский проспект), Екатерининская и Чердынская (сейчас Клименко). После него происходит окончательное смещение административного центра города в район улиц Сибирской и Покровской (сейчас Ленина)[1].
Отмена генплана и мастер-план
В 2007 году был отменён генеральный план г. Перми и начались работы по разработке новой концепции генплана (т. н. мастер-план) и самого генплана. К созданию мастер-плана мэром Игорем Шубиным были привлечены голландские компании КСАР, Hosper и Systematica. Деятельность голландских архитекторов вызвала противоречивые оценки. От положительных рецензий ведущих российских архитекторов[3][4][5] до негативных отзывов в среде их пермских коллег[6] и застройщиков[7].
Галерея
- Perm Map 1784.jpg
План Перми 1784 года
- Perm Map IXX.jpg
План Перми и Мотовилихи (XIX век)
- Perm (1898).jpg
План Перми 1898 года
- Perm Map 1908.jpg
План Перми 1908 года
Архитектура
Дореволюционный период
Великолепный пример позднего русского классицизма — Дом Мешкова (ул. Монастырская, 11), построенный в 1820-е годы (восстановлен в 1885—1886 гг). Одно из самых красивых зданий в городе — Дом Грибушина (ул. Ленина, 13а). Построен в 1895—1897 годах пермским архитектором А. Б. Турчевичем в стиле живописного модерна [8], считается, что именно этот дом изображён в романе «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака как «дом с фигурами».
В государственный список недвижимых памятников градостроительства и архитектуры федерального значения входят следующие здания и комплексы зданий на территории Перми:[9]
Архитектура
Нормативные сроки освоения программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки при очной форме получения образования:
на базе среднего (полного) общего образования 2 года 10 месяцев
на базе основного общего образования 3 года 10 месяцев
Присваиваемая квалификация – архитектор
Область профессиональной деятельности выпускника
– проектирование объектов архитектурной среды,
– осуществление мероприятий по реализации принятых решений,
– планирование и организация процесса архитектурного проектирования
Объекты профессиональной деятельности выпускника:
– гражданские, промышленные и сельскохозяйственные здания;
– интерьер гражданских и промышленных зданий;
– функциональные территории и зоны городских и сельских поселений;
– реставрация и реконструкция зданий;
– первичные трудовые коллективы
Выпускник по специальности 07.02.01 Архитектура готовится к следующим видам деятельности (по базовой подготовке):
– Проектирование объектов архитектурной среды.
– Осуществление мероприятий по реализации принятых проектных решений.
– Планирование и организация процесса архитектурного проектирования.
Выпускник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):
– ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
– ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
– ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
– ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
– ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
– ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
– ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
– ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
– ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):
Проектирование объектов архитектурной среды
ПК 1.1. Разрабатывать проектную документацию объектов различного назначения.
ПК 1.2. Участвовать в согласовании (увязке) принятых решений с проектными разработками смежных частей проекта.
ПК 1.3. Осуществлять изображение архитектурного замысла, выполняя архитектурные чертежи и макеты.
Осуществление мероприятий по реализации принятых проектных решений
ПК 2.1. Участвовать в авторском надзоре при выполнении строительных работ в соответствии с разработанным объемно-планировочным решением.
ПК 2.2. Осуществлять корректировку проектной документации по замечаниям смежных и контролирующих организаций и заказчика.
ПК 2.3. Осуществлять сбор, хранение, обработку и анализ информации, применяемой в сфере профессиональной деятельности.
Планирование и организация процесса архитектурного проектирования
ПК 3.1. Участвовать в планировании проектных работ.
ПК 3.2. Участвовать в организации проектных работ.
Перечень дисциплин, изучаемых по программе базовой подготовки:
ОГСЭ.01. Основы философии
ОГСЭ.02. История
ОГСЭ.03. Иностранный язык
ОГСЭ.04. Физическая культура
ОГСЭ.05. Культура речи
ОГСЭ.06. Деловое общение
ЕН.01. Прикладная математика
ЕН.02. Информатика
ЕН.03. Экологические основы архитектурного проектирования
ЕН.04. Архитектурная физика
ОП.01. Техническая механика
ОП.02. Начертательная геометрия
ОП.03. Рисунок и живопись
ОП.04. История архитектуры
ОП.05. Типология зданий
ОП.06. Архитектурное материаловедение
ОП.07. Основы геодезии
ОП.08. Инженерные сети и оборудование зданий и территорий поселений
ОП.09. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
ОП.10. Основы экономики архитектурного проектирования и строительства
ОП.11. Безопасность жизнедеятельности
ОП.12. Основы теории творческой деятельности
ОП.13. Информационные технологии
ОП.14. САПР
ОП.15. Охрана труда
Перечень профессиональных модулей, изучаемых по программе базовой подготовки
ПМ.01. Проектирование объектов архитектурной среды
ПМ.02. Осуществление мероприятий по реализации принятых проектных решений
ПМ.03. Планирование и организация процесса архитектурного проектирования
Обучающиеся по специальности 07.02.01 Архитектура проходят учебную и производственную практики. Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики, которые проходят на базе проектных и строительно-проектных организаций города Перми.
Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломного проекта).
Аннотация РП спец. 07.02.01
Содержание:
Общая характеристика культурного наследия Пермского края
Культурное наследие Пермского края – сумма материальных и нематериальных объектов культуры, которые обладают историческим, эстетическими, духовным значением и внесены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Особенности культурного наследия Пермского края в большей мере обусловлены географическим местоположением региона на стыке двух частей счета – Европы и Азии.
Согласно данным 2017 года, этнический состав Пермского края достаточно пестрый: на данной территории постоянно проживает население 125 национальностей, каждая из которых привнесла свою лепту в создание исключительной полиэтничной культуры региона.
Коренными жителями Пермского края являются коми-пермяки. А, начиная с XVII столетия, на территории северного Прикамья возникло и население русских. Первые города, которые были основаны русскими переселенцами, были основаны на землях среднего Прикамья, на сегодняшний день входящие в состав Пермского края.
Ассимиляция коми-пермяцких и русских традиций, обрядов, бытовых моментов отразилась как на материальной, так и на духовной культурах Пермского края.
Например, одна из уникальных достопримечательностей Пермского края представляет собой резные иконы-скульптуры, которые имеют название «деревянных богов». Местные жители сохранили обычай почитания языческих богов даже после принятия христианства по православному образцу и не соглашались поклоняться плоским нарисованным и чуждым им иконам. Вырезались деревянные скульптуры святых, которые почитались как местным, так и русским населением.
В современных реалиях на землях Пермского края насчитывается более 2,8 тысяч объектов, являющихся культурным наследием регионального и федерального значений.
Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Памятники древности и Раннего Средневековья Пермского края
Освоение людьми земель современного Пермского края было впервые отмечено около 100 тысяч лет тому назад. Памятники культурного наследия края, представляющие ценность для археологии, были выражены в виде палеолитических стоянок, например, Пещерный лог и стоянка имени Талицкого, которые расположены по окрестностям Перми, а датируются 80 тыс. до нашей эры. Уникальным памятником культурного наследия первобытного общества является Писаный камень на реке Вишере.
Рисунок 1. Фрагмент наскальной росписи Писаный камень р. Вишера Пермский край
Своим названием памятник культурного наследия обязан рисункам, которые были сделаны в различные временные промежутки эпох неолита и энеолита. Более трёх сотен нанесенных красной охрой рисунков изображают разного рода животных (лосей, медведей, куниц, лис).
Большое количество изображений представляет собой известные в истории как солярные знаки, связанные с итогами наблюдений наших предков за движением небесных светил и циклом календаря. Было создано предположение, что Писаный камень есть древнейшая карта охотников.
У подножия скалы было расположен алтарь для жертв, который, по данным ученых-археологов, использовался на протяжении четырёх тысяч лет. Наследием материальной культуры Пермского края можно признать многочисленные предметы искусства, которые изображали птиц и зверей, украшающих бытовые и культовые предметы, элементы одежды, оружие. Сюда же можно отнести мелкую пластику, выполненную из глины, костей, металла. Датой создания эти изображений и фигурок принято считать I тысячелетие до нашей эры – II тысячелетие нашей эры, а также имели место предположения, которые гласили о том, что большое количество из этих статуэток, обнаруженных при раскопках древних городищ и жертвенников, подразумевали собой преподнесённые различным духам пожертвования.
Самыми распространенными сюжетами принято считать изображение птиц, обладающих человеческим лицом. Для «звериного» стиля Пермского стиля характерен и рисунок медведя в жертвенной позе. У племён, которые населяли земли нынешнего Пермского края, имел место обычай располагать в углу жилища шкуру убитого медведя и совершать специальный обряд поклонения, который получил определение медвежьего праздника.
Позже традиционная коми-пермяцкая скульптура и мелкая пластика попали под влияние культурных традиций русского населения, что стало одним из доказательств многоэтнического наследия культуры современного Пермского края.
Памятники культурного наследия Перми
Внушительный процент памятников культурного наследия края расположен в чертах непосредственно самой Перми. В 1723 году на одном из берегов реки Егошиха был воздвигнут большой завод по плавке меди. Название «Егошихинский завод» получило свое распространение и на основанный поблизости населенный пункт.
Спустя почти 2 столетия, в 1927 году было постановлением было решено считать 1723 год – годом основания города Пермь. В современное время, территория прежнего Егошихинского медеплавильного завода, места захоронения и расположенные на них религиозные сооружения, а также ряд захоронений Егошихинского кладбища признаются в качестве памятников культурного наследия регионального масштаба. Памятник культурного наследия располагается на берегах реки Егошиха на территории Ленинского и Мотовилихинского районов г. Перми. В наше время, в этом периметре расположены жилые массивы и площадка мотовозоремонтного завода имени Шпагина.
В 1735 году было открыто движение по Сибирскому тракту, которое пролегало через территорию современного города Перми. С этого времени активизируется новый период истории Перми, который связан с развитием торговых отношений.
В 1780 году Егошихинское поселение решили переименовать в город Пермь, получившийс 18 октября 1781 года статус столицы губернии. Стоит отметить, что целый перечень монументов культурного наследия города Пермь имеет связь с персоной архитектора И.И. Свиязева. С его помощью было основано более трех десятков различных построек, воздвигнутых в стиле классицизм
До нашего времени дошла постройка дома бывшего губернатора, а также училище детей служащих губернской канцелярии (ныне это корпус №3 Пермского педагогического университета), Всехсвятская церковь, ротонда городского сада. Все эти здания были внесены в реестр памятников культурного наследия Пермского края. А центральная часть города Пермь напрямую является ничем иным как историческим памятником.
Он был застроен в свое врем, строго соответствия плану городского развития. Современниками были отмечены ровные большие кварталы, а также широкие величественные проспекты.
Писатель П. И. Мельников-Печерский в 1840 году так отзывался о Перми: «город выстроен правильно, можно сказать правильнее Нью-Йорка». Часть памятников культурного наследия связана с пребыванием в Перми ссыльных и революционеров. Уже во второй половине XIX века политические ссыльные становятся неотъемлемой частью жизни города.
Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться Все услуги Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р. Архитектура Перми XVIII – первой половины XIX века История возникновения города Перми связана с появлением Егошихинского медеплавильного завода на месте, где прежде рос густой, почти необитаемый лес. Завод располагался при впадении речки Егошихи в Каму, в современном Разгуляе. Строительство было начато по указу Петра I и завершено в 1723 году. Одновременно с основанием завода появились первые здания. На чертеже 1723 года показаны плотина, перегородившая егошихинский овраг, и заводские строения: плавильня, угольные и рудные сараи, кузницы. Ближе к берегу Камы на чертеже обозначены кварталы заводского поселения — в то время было построено всего 9 домов с усадьбами. Они были выстроены в соответствии с регулярной планировкой, активно насаждаемой Петром I. На плане 1735 года заводской поселок состоит уже из 7 улиц и 4 переулков. В центре поселения находилась церковь, проложены дороги на Соликамск и Оханск, через несколько лет появился Сибирский тракт. Тогда же в 1730-е годы строятся еще несколько заводов. В том числе Мотовилихинский, Висимский, Нижний и Верхний Юговский и несколько других. Самый первый завод оказывается в центре этой группы. В Егошиху переводится Пермское горное начальство, открываются словесная и арифметическая школы, госпиталь. Пермь приобретает культурные и административные черты города. Появился ансамбль поселения, центром которого был завод со всеми сооружениями и зданиями. Сложность рельефа местности — а это, как и сегодня, был узкий овраг — не позволяла разместить большое количество зданий в непосредственной близости к заводу. Поэтому новый жилой район появляется на верхней террасе берега Камы. Здесь строятся контора завода, дом управляющего, гауптвахта и первое каменное здание города — Петропавловский собор (1757 – 1764). В летописи записано, что закладка более ранней, деревянной Петропавловской церкви произошла еще в 1724 году при царствовании императрицы Екатерины I. Храм был назван в честь тезоименитства (именин) императора Петра I во имя святых апостолов Петра и Павла. Очевидно, деревянная церковь была мала и со временем не могла вместить всех прихожан. Рядом с ней была заложена каменная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла с пределом великомученицы Екатерины. Петропавловский собор выстроен в стиле барокко, что является редкостью для Перми. Собор сохранился до наших дней, но в течение уже XIX века был перестроен: разобрана обветшалая многоярусная колокольня, увенчанная шпилем — вместо нее появилась глава. Черты барокко заметны в конструктивном решении и декоре здания. Храмовая часть перекрыта четырехгранным куполом, в центре которого глава на восьмигранном барабане; четыре меньших главы помещены на углах купола также на восьмигранных основаниях. По сторонам купола — декоративные полукруглые фронтоны с окнами. После разрушительного пожара 1759 года (ведь все дома были деревянными) поселение начинает быстро строиться снова. Застройка ведется около Петропавловского собора — по одноименной улице. Начинается строительство по горе Слудке. Все строительство ведется в соответствии с принципами регулярной планировки. На плане 1782 года город насчитывал уже более 400 зданий, большая часть из которых были деревянными. Городски кварталы были расположены вдоль Камы. Основу городской застройки составляли две улицы вдоль реки и перпендикулярно пересекающие их переулки. В конце XVIII века происходят важные для Перми административные изменения: в 1780 году поседение Егошихинского завода переименовывается в город Пермь, который в 1797 году становится центром Пермской губернии. Заводское поселение превращается в город с транспортными, торговыми и административными функциями. Пермь на рубеже XVIII – XIX века растет в двух направлениях: вниз по Каме и вдоль Сибирского тракта. В отличие от многих городов Пермь не имела единого городского центра: официальные сооружения строятся на главных улицах — Сибирской и Петропавловской. Главной по-прежнему остается площадь у Петропавловского собора, по оси одноименной улицы появляется Торговая площадь. План города представляет строгую геометрическую сетку без учета рельефа местности. В конце XVIII века в окрестностях города появляется много деревень. Они отмечены на плане 1784 года: деревня Горы (сейчас район Городские горки), Евсина (на ручье Стикс, сейчас на этом месте Егошихинское кладбище). Немного позже появляются деревни Балатова, Ива, Гарюшки, Данилиха и многие другие. В первой трети XIX века самые важные здания Перми строились в стиле классицизма. Наиболее значительным пермским архитектором этого времени был Иван Иванович Свиязев (1797 – 1878). В Перми по его проектам было возведено более тридцати зданий. Свиязев был известным архитектором, теоретиком архитектуры, профессором Горного института. Он происходил из крепостных графини (урожденной Строгановой) и был отправлен учиться в Петербург в Академию художеств. Успехи Свиязева были таковы (в возрасте 18 лет он получает серебряную медаль второй степени), что в 1820 году Академия выкупает Свиязева из крепостной зависимости и присваивает ему звание художника архитектуры. Сохранилась только часть зданий, построенных по проектам . Многие из них определяют облик современной Перми. Это училище детей канцелярских служащих (1829), здание Благородного собрания (1830), дом губернатора (1826; перестроен в 1908), ротонда на Загородном бульваре (1824), дом Крылова. В своих постройках следует принципам высокого классицизма (стиля ампир). Архитектор точно соблюдает пропорции ордера и согласованность его отдельных элементов; логично и четко формирует композицию здания; использует рациональный и строгий декор. В стилистике классицизма строится в это время значимое для облика города сооружение: Спасо-Преображенский кафедральный собор (заложен в 1793, окончательный вариант колокольни выполнен ). Квадратная в плане, высокая многоярусная колокольня собора была высотной доминантой всего города. Собор имеет базиликальный план с пятигранной алтарной апсидой. Боковые фасады собора и стены обработаны пилястрами и лопатками.В Характеры и декоративные элементы: капители колонн и пилястр, кронштейны и розетки предназначались для восприятия с далекого расстояния. Уехав из Перми в 1832 году, Свиязев служил в Петербурге архитектором и преподавателем горнозаводской архитектуры в Горном институте, в министерстве государственных имуществ; некоторое время работал в Москве старшим архитектором комиссии по сооружению храма Христа Спасителя. При строительстве рядовых домов использовались «образцовые» типовые проекты, которые составляли известные архитекторы. Здания были деревянные или полукаменные одно – реже двухэтажные. В их архитектуре использовались характерные для классицизма приемы, но реализуемые в дереве: портики, имитация фронтонов и пилястр. Задания Отметьте на современной карте города Перми то место, откуда начиналась Пермь в 1720-е – 1750-е годы. Каковы причины освоения именно этих мест? Используя старинную фотографию Петропавловского собора, найдите следующие детали: полукруглые фронтоны, сдвоенные пилястры, восьмигранные барабаны, купол, алтарь, колокольня. Дайте определения этим понятиям. Сравните исторический облик Петропавловского собора на фотографии XIX века и его современный вид. Найдите отличия. Отметьте и подпишите на карте Перми постройки . Расскажите об этом архитекторе. Литература и интернет-ресурсы: Терехин . Очерк архитектуры. / Под научной редакцией . – Пермь, 1980. Спешилова Пермь: Дома. Улицы. Люди. Пермь, 2003. Корчагин столица Пермь. – Пермь, 2006. http://enc. permkultura. ru/ – Портал о культуре Перми
Подпишитесь на рассылку:
|
Проекты по теме:
Поиск
Вики
Архив
Строительство
Наука
Стройматериалы
Архитектура
Дом
Экстерьер
ли со статьей или есть что добавить?